Память. Что мы о ней знаем?


Одними из важнейших функций головного мозга являются когнитивные, или познавательные, функции, с помощью которых осуществляется взаимосвязь человека с окружающим миром.

Когнитивные нарушения – снижение памяти, умственной работоспособности и других когнитивных функций по сравнению с исходным уровнем или индивидуальной нормой, что приводит к нарушению процесса рационального познания мира за счет дефекта восприятия, обработки и анализа информации, а также нарушения процессов запоминания, хранения, обмена информацией с построением и осуществлением программы действий.

Чаще всего у людей когнитивные функции ассоциируются с памятью. Память — способность запечатлевать, сохранять и многократно воспроизводить полученную в течение жизни информацию.

Существует несколько десятков болезней, в рамках которых развиваются когнитивные расстройства, а ведущей жалобой у таких пациентов будет жалоба на прогрессирующее снижение памяти. К таким состояниям относятся: нейродегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона), сосудистые заболевания головного мозга (острые и хронические нарушения мозгового кровообращения), дисметаболические энцефалопатии (гипоксическая, печеночная, почечная, гипогликемическая и т.д), нейроинфекции и демиелинизирующие заболевания, последствия черепно-мозговых травм, опухоли головного мозга и т. д.

Диагностика когнитивных нарушений включает в себя не только сбор жалоб, но и проведение обязательного нейропсихологического исследования с использованием специальных скрининговых нейропсихологических шкал.

Лечение и профилактика когнитивных нарушений в первую очередь должно быть направлено на причину их развития. Лекарственная профилактика направлена на лечение предрасполагающих к сосудистым мозговым нарушениям патологических состояний: церебрального атеросклероза, дислипидемии, гипертонии, сахарного диабета.

Большую роль играет коррекция социальных факторов, образа жизни, двигательной активности и питания населения. Данная группа факторов риска включает в себя рекомендации по физической нагрузке (дозированная ходьба до 10 тыс.шагов ежедневно), по питанию (ежедневное употребление большого количества овощей и фруктов (до 500 г в сутки), исключение из рациона жареной, жирной животной пищи, снижение массы тела, исключение курения, употребления алкоголя, поддержание психологического комфорта.

Кроме того, когнитивные функции, как и любые другие способности, нуждаются в постоянной тренировке. При снижении памяти рекомендованы регулярные упражнения (тренировка оперативной памяти, терапия воспоминаниями, арт-терапия и т.д.), которые сочетаются с медикаментозной терапией.

К основным направлениям, улучшающим память, относят, кроме упражнений для тренировки памяти, использование внешних средств: дневники, записки, напоминания, краткие инструкции, помогающие запомнить или воспроизвести информацию, а также стимуляцию когнитивных функций (чтение книг, игра в шахматы, разгадывание кроссвордов).


Память. Что мы о ней знаем?, изображение №1


© ГБУЗ "Городская поликлиника"
г. Пенза 1952-2023г.

Email: mail@hosp3.ru
Лицензия на осуществление деятельности
№ ЛО-58-01-002372 от 16 марта 2020г.
Яндекс.Метрика